Чем полоскать горло?

Оглавление
  1. Горло или глотка?
  2. Почему болит горло?
  3. Когда и к кому обратиться за помощью?
  4. Как лечат горло?
  5. Как полоскать горло?
  6. Чем полоскать горло?
  7. Мнение эксперта
  8. Заключение

Без сомнений, не найдется такого человека, у которого ни разу не болело горло. Боль в горле, першение, жжение – частые симптомы респираторных заболеваний. В некоторых случаях боль проходит без лечения, а бывают ситуации, когда она является симптомом совершенно другого заболевания. Для того чтобы обезопасить себя от возможных осложнений, следует вовремя обращаться за помощью к специалисту.

Горло или глотка?

Термин «горло» общеупотребительный, анатомически корректно говорить о глотке – соединительном звене между полостью носа и рта с одной стороны, а также пищеводом и гортанью — с другой. Глотка – защитный барьер иммунной системы. В ней сосредоточено скопление лимфоидной ткани. Ее особенно много в нёбных, язычной миндалинах, аденоидных вегетациях и корне языка. Все они первыми встают на пути болезнетворных микроорганизмов.

Почему болит горло?

Практически любая инфекция, будь то вирусы или бактерии, попадает в организм воздушно-капельным путем через нос или рот. Если местный иммунитет справится, инфекция будет уничтожена на уровне глотки и дальше не пройдёт. Кроме того, нужно помнить, что в организме каждого человека присутствует условно-патогенная флора, которая спокойно соседствует с человеком и не приносит беспокойств. К примеру, стрептококк в невысоких концентрациях в некоторых частях нашего организма является нормой. Однако при снижении иммунитета, при переохлаждении условно-патогенные микроорганизмы начинают вести себя агрессивно и способны вызывать некоторые заболевания.

Чаще всего боль в горле связана с вирусной инфекцией, например, ОРВИ или гриппом, реже – с бактериальной. Но могут быть и другие причины возникновения боли, среди них:

• Паратонзиллярный или другие виды абсцессов.
  • Аллергия.
  • Сухой воздух, табачный дым.
  • Дыхание через рот при заложенности носа.
  • Острая пища.
  • Перенапряжение мышц гортани и глотки (при крике, повышенной голосовой нагрузке).
  • Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.
  • Новообразования языка, горла, гортани.

Когда и к кому обратиться за помощью?

Лечением горла, уха и носа занимается врач лор в Казани. В случае, если при осмотре ЛОР-врачом будет установлено, что горло здорово, а причины дискомфорта кроются в заболеваниях других органов и систем, например, желудка, доктор направит вас к соответствующему профильному специалисту.

Следует незамедлительно обратиться к отоларингологу, если:

• Боль в горле длится несколько дней.
  • Боль резко выраженная, трудно глотать, смеяться или открывать рот.
  • На фоне боли в горле резко повысилась температура.
  • Боли в горле сопровождаются сыпью на коже.

Как лечат горло?

В зависимости от диагноза, выраженности воспалительного процесса, лечение может быть местным, системным, физиотерапевтическим или их различные комбинации. Системно назначают уколы или таблетки внутрь с антибактериальным или жаропонижающим действием.

Местное лечение бывает в виде таблеток для рассасывания, спреев, растворов для полоскания. Такое лечение оказывает следующие эффекты:

1. Антибактериальный.
  2. Противовоспалительный.
  3. Обезболивающий.
  4. Антисептический.
  5. Охлаждающий.

Важное место в лечении заболеваний горла занимает полоскание. Оно не требует специальных устройств, знакомо и легко переносится пациентами. Жидкость во время полоскания санирует полость рта, глотки, обеззараживает ее стенки. Компоненты раствора, контактируя со слизистой оболочкой, оказывают на нее лечебное воздействие.

Как полоскать горло?

Нужно сделать глубокий вдох, набрать в рот небольшое количество раствора, затем запрокинуть голову назад. Далее медленно выдохнуть через рот и произнести звук «Ы». Когда произносится этот звук, корень языка опускается вниз, и лекарственной жидкости становится легче достичь поверхности миндалин. Чтобы лечение было эффективнее, важно соблюдать следующие правила:

• Использовать только свежеприготовленный теплый раствор.
  • Проводить процедуру после еды.
  • Полоскать горло не менее 30 секунд.
  • Не проглатывать жидкость.
  • После полоскания не есть и не пить в течение 20-30 минут.

Чем полоскать горло?

Можно использовать готовые лекарственные растворы или средства для самостоятельного приготовления. Основные виды растворов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Растворы для полоскания горла

Раствор

Особенности

Препараты йода

Обладают противомикробной активностью, действуют на грибки и помогают бороться с воспалением. Есть вероятность аллергических реакций, раздражения

Сода и соль

Противомикробный эффект слабо выражен, трудно дозировать. Лучше отдать предпочтение готовому аптечному гипертоническому раствору. Он уменьшает отек и болевые ощущения. Обладает противовоспалительным и антисептическим действием

Антисептики

Хлоргесидина биглюконат, бензилдиметил-миристоиламино-пропиламмоний, гексэтидин и другие. Продаются в готовом виде, их не нужно готовить. Обладают широким спектром противомикробной активности: действуют на большинство бактерий, грибков и некоторые вирусы

Отвары трав

Ромашка, календула, шалфей, эвкалипт и другие. Водные экстракты из этих растений готовят в домашних условиях. Противомикробный эффект слабо выражен, есть вероятность аллергических реакций.

Мнение эксперта

Полоскание горла – важная часть терапии воспалительных заболеваний глотки, но даже такая, на первый взгляд, простая процедура требует консультации специалиста, чтобы уточнить, чем полоскать горло, как и сколько раз в день.

Заключение

Записаться к квалифицированному опытному ЛОР-врачу в Клинику СЛ можно по телефонам, указанным на сайте либо любым другим удобным для вас способом. Наши специалисты помогут разобраться с проблемой и найти наиболее эффективное решение.

← назад