Методы проверки слуха

Саруханова Ирина Сергеевна
Врач-отоларинголог, ЛОР
Оглавление
  1. Кто лечит нарушения слуха?
  2. Признаки снижения слуха
  3. Как проверяют слух?
  4. Мнение эксперта
  5. Лечение у сурдолога
  6. Профилактика снижения слуха
  7. Записаться на консультацию к ЛОРу в клинику СЛ

Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 г. около 2,5 млрд человек в мире будут страдать потерей слуха различной степени тяжести. В России эта проблема распространена так же широко и на сегодняшний день насчитывает около 13 млн человек с различными нарушениями слуха. Причин тому множество: генетические факторы, перенесенные инфекции, механические и акустические травмы. Информированность о проблеме и своевременная консультация ЛОР-врача помогут избежать неприятных осложнений, спасти слух и жить полноценной жизнью.

Кто лечит нарушения слуха?

Болезни уха, носа и горла лечит отоларинголог. Первоначально потребуется его консультация с целью диагностики и устранения острой патологии. Узконаправленная область оториноларингологии, которая исследует и лечит различные нарушения слуха, а также помогает с адаптацией и реабилитацией плохо слышащих пациентов называется сурдологией, а специалист, соответственно, сурдологом. Он лечит такие заболевания как отосклероз, тугоухость, акустическая невринома, синдром Меньера и другие.

Снижение слуха оказывает огромное влияние на качество жизни человека, его обучение, социальное общение, работу, безопасность. Своевременная диагностика и адекватное лечение многократно повышают шансы на выздоровление и сохранение этого жизненно важного чувства.

Признаки снижения слуха

Симптомы могут проявляться резко и внезапно или плавно и постепенно. Чаще всего изменения слуха замечает сам пациент, а иногда его близкие. К состояниям, которые требуют посещения врача и исследования слуха относят:

• Посторонние звуки, шум, звон в ушах.
  • Сложности в понимании и восприятии человеческой речи.
  • Снижение слышимости привычных звуков: телевизора, радио, телефона.
  • Усталость, дискомфорт во время беседы, особенно в шумных местах.

Если снижение слуха произошло внезапно и сопровождается повышением температуры, болью в ухе, гнойным отделяемым, то консультация специалиста нужна незамедлительно.

Как проверяют слух?

Доктор на приеме проводит опрос, детально изучает историю заболевания, наследственность, проводит физикальный осмотр специальными инструментами с целью обследования ушного канала. Выполняет проверку слуха речью или камертоном. Далее выполняется аудиометрия, или определение остроты слуха. Её цель – оценить показатели слуха, определить порог слышимости, диагностировать болезни уха, выявить начало глухоты. Процедура аудиометрии безопасна и безболезненна, не требует специальной подготовки. Виды аудиометрии представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Виды аудиометрии

Вид аудиометрии

Особенности

Речевая

• Позволяет поставить предварительный диагноз.
  • Определяет, насколько хорошо воспринимается человеческая речь.
  • Не требует специальных приборов.

Тональная

• Требуется специальное оборудование (аудиометр).
  • Позволяет определить минимум и максимум восприятия.
  • Звуковые импульсы передаются посредством наушников.
  • Пациент нажимает на кнопку, услышав звук.

Объективная

• Регистрация слуховых вызванных потенциалов, звуковых волн (отоакустическая эмиссия), вызванный слуховой ответ (ASSR).
  • В ответ на звуковые раздражители регистрируются безусловные рефлексы.
  • Позволяют анализировать пороги слуха на различных частотах.

Результат обследования отображается на специальном графике – аудиограмме, по которой определяется слуховая чувствительность каждого уха. Это позволяет оценить степень нарушения слуха и определить место поражения (слуховой нерв, среднее ухо и др.).

Существуют также специальные методы исследования слуха, в их числе:

• Тимпанометрия. В ее основе лежит регистрация сопротивления, вызванного звуком, распространяющимся по органу слуха при различном давлении воздуха в наружном ухе. Результат обследования – тимпанограмма позволяет врачу сделать выводы о состоянии структур среднего уха.
  • Акустическая рефлексометрия. Этим способом исследуют работу мышц барабанной полости и фиксируют порог акустического рефлекса, что помогает оценить индивидуальную чувствительность слуха.

Мнение эксперта

Диагностика слуха у взрослых должна проводиться ежегодно. И это вполне объяснимо, ведь болезни уха могут возникать в любом возрасте и по разным причинам. Грамотно проведенная диагностика потери слуха позволит выявить вид, степень и причины снижения слуха и, при необходимости, разработать план дальнейших обследований, а также реабилитационных мероприятий.

Лечение у сурдолога

Лечение зависит от установленного диагноза и направлено на устранение основной причины нарушения слуха. Оно может включать медикаментозную терапию, хирургическое вмешательство, слухопротезирование.

Профилактика снижения слуха

Профилактикой является избегание длительного воздействия громких звуков. Рекомендуется использовать защитные устройства для ушей на производстве, делать перерывы, сокращать общее время пребывания в шумной обстановке, либо находиться на безопасном расстоянии от источников звука, таких как колонки и громкоговорители.

Правильное использование наушников также играет важную роль в профилактике нарушений слуха. Следует избегать прослушивания музыки на высокой громкости в наушниках, рекомендованным является уровень громкости не выше 60% от максимально возможного.

В современном мире мы постоянно окружены различными источниками шума и полностью исключить риск заболеваний слуховой системы не получится. Однако внимательное отношение к слуху позволит обнаружить болезнь на раннем этапе и не допустить потери слуха в будущем. Следует обращать внимание на любые изменения в восприятии звуков и не игнорировать симптомы и своевременно обращаться к врачу.

Записаться на консультацию к ЛОРу в клинику СЛ

Получить услуги ЛОРа в Казани можно записавшись по телефону, указанному на сайте либо любым другим удобным для вас способом. Наши врачи владеют самыми современными методами диагностики и лечения. Поэтому в каждом случае мы

← назад